Смоленские усадьбы (журнал «Столица и усадьба» № 9 от 1 мая 1914 года)
(«Самуйлово» — имение бывш. кн. Голицына, ныне Шульц; «Васильевское» — имение графа Граббе; «Скугарево» — имение бывш. Воейковых, ныне Попова; «Токарево» — имение Крахт.)
Иногда положительно неисчерпаемым кажется то количество усадебных сооружений, которое имеется еще в пределах России. От подмосковной области (густо застроенной дворцами) и до лесов Вологодских или степей Саратовских повсюду можно встретить прелестные поместья. И не только губернии, типичные для быта «гнёзд дворянских» и традиций,
Многие усадьбы сгорели, разорены, переделаны, достроены или надстроены; иные проданы их исконными владельцами или перешли в руки полурусских, полунемцев, полуевреев, — вроде «Ляличей», дворца графа Завадовского, попавших в обладание некоего Голодца. Сколько зал и целых домов опустошено жадными до наживы антиквариями или столичными «любителями старинки»!
И все-таки, в обширной и обильной России до сих пор — необъятное количество старины и, так как почти все это еще не описано, не исследовано и не сфотографировано, а часто и совсем неизвестно {Литература усадеб исчерпывается до сих пор всего пятью, шестью изданиями: несколько статей (и специальный, летний номер за 1910 год) журнала «Старые Годы»; описание усадьбы села «Архангельское» в журнале «Мир Искусства»; две части «Подмосковных» изд. т-ва «Образование» и, издаваемые гр. Олсуфьевым, «Памятники Тульской старины», в которых воспроизведено не мало усадеб Тульской губернии. Для все России это не так уж много.
И до сих пор такие замечательные имения, как «Александрия» гр. Браницкой, «Очкино» Е.А. Судиенко, «Сокиренцы» гр. Ламздорф-Галаган, «Качановка» П.И. Харитоненко, «Стольное» гр. Мусина-Пушкина и много других вовсе не описаны.}, то нередко приходится положительно наталкиваться на усадебные оазисы изумительной красоты. И чем дальше от крупных центров, тем больше уцелевших, часто совсем не тронутых «вотчин», дворцов и хуторов. Неожиданно, в самых медвежьих углах открываются обозревателю прелестные постройки, флигеля, ворота, часовни и в них мебель, люстры, фарфор. Получается величайшее наслаждение для такого «охотника за русской архитектурной стариной» открыть новое, еще неизвестное, сооружение.
Но как велика была любовь к красивому, как значительны были уделяемая на жилища и обстановку суммы, если мы вспомним о тех трудностях, с которыми приходилось доставлять все материалы, выписывать мастеров, если мы вспомним о тех дорогах, по которым все это прибывало на места: не верится, порою, в реальность видимого…
Тем более, пока не поздно, пора описать, снять эти «памятники» усадебной старины, дабы хотя таким образом передать потомству все эти художественные сокровища или сведения о них. Построенные часто наспех, бутафорски и разрушающиеся потому от естественных причин (например, «Очкино» Черниговской губ.), большинство этих сооружений начала девятнадцатого столетия, конечно, не долговечно. Некоторые дворцы построены капитально. И они сохранились бы, но их переделывают: уширяют окна, достраивают террасы, пристраивают кухни, гаражи, оранжереи.
И большей части усадеб скоро не станет. Ремонт погубит очарование многих деталей и украшений, а в них-то значительная доля того cachet, который и составляет прелесть многих домов. Если бы собрать все это, рассыпанное по России, достояние — получился бы целый город-музей, равного которому не сыскать бы в Европе. Надо собрать эти художественные сокровища хотя бы в издании.
На этот раз остановим наше внимание на некоторых усадьбах одной области России, на усадьбах, — являющихся богатыми примерами для показания размаха помещичьего строительства, именно Смоленской губернии.
«Самуйлово» ныне принадлежит В. Шульцу, который купил его у князя Лобанова-Ростовского. Князь, в свою очередь, приобрел это имение от купцов Александрова и Комарова, которым оно досталось с торгов давно еще, при продаже имущества объявленного несостоятельным князя Павла Алексеевича Голицына.
«Самуйлово» — родовое гнездо этой ветви Голицыных; со времени Елизаветы Петровны и до 1885 г. оно принадлежало им. Дом построен в 1790—1800 гг. Впоследствии к нему были пристроены крылья, в которых помещены были иезуиты; здесь помещалась и тайная канцелярия, и католическая церковь. Все это пряталось в подземельях во время ревизий, которые в царствование Николая Павловича бывали часты, ибо Голицыны были не в фаворе у Государя. Когда-то Голицыны были очень богаты. У них в одном этом уезде было 86 тысяч десятин земли, остальная часть уезда принадлежала князьям Долгоруковым и Воейковым. От владений Долгоруковых не осталось и следа: все, что они имели, было продано ими крестьянам после освобождения, а дома их были разрушены до основания. Воейковы часть имений продали, а часть земель перешла от них к Татищевым.
Самуйловский дом — выдающийся пример усадебной архитектуры классического типа. Один фасад его (со стороны подъезда) украшен полукруглым выступом, обрамленным коринфскими колоннами, на подобие Елагина дворца. Окна нижнего этажа большие, полукруглые; соотношение этажей в смысле пропорции взято прекрасно. К дому примыкают два одноэтажных крыла, заканчивающихся выступающими корпусами, прелестно обработанными портиками из ионических колонн. От этих крыльев, в свою очередь, отходит двумя полукружиями колоннада, заканчивающаяся тоже двумя корпусами. Фасады последних так же украшены портиками.
В общем получается богатый, огромный дворец палладианской архитектуры, типа виллы Trissini в Meledo или виллы Godi Porto в Lonedo.
Итальянская вилла богатого дожа Венеции Корнаро или Барбаро — среди лесов Белоруссии! Как ни удивительно, а, между тем, это так. Белеющиеся итальянские классические колонны, стройные портики выделяются на фоне, подернутого туманом, старинного парка… Величественностью и благородным вкусом веет от этого дворца…
Самою интересною деталью внутренности дома является обработка стен. Ныне дом в запущенном состоянии, а прелестные росписи на стенах, вероятно скоро погибнут. Между тем, этот род украшений стен медальонами и включенными в квадраты, изображениями античного сюжета, очень редкий и привлекательный. Здесь восьмигранные круглые рамки, в каждой из них различный сюжет. Гроздья винограда и розы вьются вокруг трельяжа и все это написано al fresco.
Прелестны печи, но часть их разграблена. Например, убраны вазы с постаментов. Роспись архитектурных деталей менее красива, но также заслуживает внимания.
«Васильевское» принадлежит ныне графу А.Н. Граббе, которому оно досталось по наследству от дяди его матери, графа Орлова-Денисова; этому последнему имение принадлежало со времени Павла I.
Прежний деревянный дом сгорел в 1812 г., а в 1826 г. был построен теперешний. Император Николай I имел в нем пребывание.
Дом «Васильевского» довольно простой архитектуры, фасад его со стороны пруда украшен колоннадою (во втором этаже). Художественный интерес дома этой усадьбы сосредоточен в его внутреннем убранстве и особенно в росписях потолков. Плафоны эпохи расцвета ампира заполнены, главным образом, орнаментальными сюжетами, но иногда встречаются и изображения фигур (en grisaille).
Особенно хороши плафоны, напоминающие роспись потолков только что начатого сломкою (несмотря на протесты всех обществ и прессы) дома Леонтьевых в Гранатном переулке в Москве и представляющие ромбы, круги, квадраты, внутри которых — цветы и изображения мифологических сценок. Фризы украшают маски, от которых отходят орнаментальные разводы или букеты, то нежных, немного ярких по краскам цветов, похожих на те, какие мы видим на фарфоре Попова, Гарднера и других заводов. С потолка спускаются прекрасные огромные люстры, ампирные, бронзовые; в них свечи, и когда трепетным пламенем озаряются плафоны, — живая подлинная картина старины встает перед нами. Даже не верится, что это на яву, кажется будто на сцене! Дом наполнен старинной мебелью, интересной работы и богато украшенной. Есть много выдающихся портретов.
Скугарево принадлежало Воейковым со времен Екатерины II, и нынешний дом построен был еще в 1776 г. Но постепенно изменялся внешний вид этой екатерининской усадьбы. Сначала надстроили третий этаж — чем сразу изменили прежние пропорции, — потом уничтожили боковые крылья, соединявшие дом с флигелями, три раза затем обновляли дом и меняли лепные украшения по вкусу времени. Теперь лишь обработка наличников и пилястры двух выступающих (в сад) частей, украшенных фронтонами, отдаленно напоминают нам о формах екатерининской усадьбы.
П.С. Воейков, последний владелец Скугарева из этого рода, передал усадьбу своей дальней родственницы, которая и продала ее за 60 000 рублей адвокату Дерюжинскому, перепродавшему ее тут же за 90 000 рублей Муравьеву, а последний продал ее нынешним владельцам Поповым.
В доме интересны интерьеры эпохи Николая Павловича. Любопытны и характерны для эпохи люстры (огромных размеров из papier-mache), обои, драпри, мебель стиля позднего классицизма; но особенно ценны старинные, фресковые письма (на бумаге клеевыми красками) обои-панно.
Сюжеты, изображенные на этих обоях: виды парижских зданий, соединенных в очень курьезных комбинациях; например, рядом S-te Sulpice, Chambre des Deputes, Hotels des Invalides и Louvre, — все это как фон, на котором гуляют и катаются верхом юноши и девушки.
Дом в «Токареве» образец раннего классицизма. Портик его не лишен курьезности форм. Хороши колонны, фриз, покоящийся на арочках, и арочки, украшенные кэссонами.
Красивы скульптурные вставки в квадраты и в круглые медальоны между окнами первого и второго этажей и по бокам окон крыльев: эти окна очень красивы, они украшены парными пилястрами.
Удлиненная пропорция колонн свидетельствует о том, что дом этот относится к эпохе раннего классицизма, быть может, еще к концу XVIII ст. С одной стороны дома портик опирается на своды, с другой (в саде) к портику пристроена позднейшая по обработке лестница. В архитектуре дома много величественности и все детали его крайне любопытны. Внутри ясно выраженный стиль эпохи Николая Павловича.
Залы, мебель люстры (лепные и золоченые), занавески, каминные экраны — все это эпохи позднего классицизма. Старинные обои, золото рам и люстр, блестящий паркет, резьба на красном дереве мебели, с привкусом возрождающегося рококо эпохи начала царствования Александра II.
Вот несколько типов усадеб Смоленской губернии. Есть здесь и иные по обработке сооружения. Например, «Пречистое» Муромцевых — английская готика очень своеобразных форм, но к этим усадьбам мы еще вернемся.
Георгiй Лукомскiй