Журнал «Столица и усадьба» №9 от 1 мая 1914 года
Статьи,  Усадьбы

Смоленские усадьбы (журнал «Столица и усадьба» № 9 от 1 мая 1914 года)

(«Самуйлово» — имение бывш. кн. Голицына, ныне Шульц; «Васильевское» — имение графа Граббе; «Скугарево» — имение бывш. Воейковых, ныне Попова; «Токарево» — имение Крахт.)

Самуйлово, бывшее имение кн. Голицына. Фасад со стороны сада.
Самуйлово, бывшее имение кн. Голицына. Фасад со стороны сада.

Иногда положительно неисчерпаемым кажется то количество усадебных сооружений, которое имеется еще в пределах России. От подмосковной области (густо застроенной дворцами) и до лесов Вологодских или степей Саратовских повсюду можно встретить прелестные поместья. И не только губернии, типичные для быта «гнёзд дворянских» и традиций, т. е. Орловская, Калужская, Курская, Тульская, Смоленская, Рязанская, Ярославская, Тамбовская, Нижегородская, Симбирская, Полтавская, Черниговская, но даже столь удаленные от центра просвещения и искусства, как губернии Олонецкая, Уфимская или Екатеринославская, изобилуют барскими домами, сооруженные лучшими мастерами и наполненными предметами изумительной красоты, вывезенными из Парижа, Вены, Дрездена…

Самуйлово (Смоленская губ.), бывшее имение кн. Голицына. Фасад со стороны подъезда.
Самуйлово (Смоленская губ.), бывшее имение кн. Голицына.
Фасад со стороны подъезда.

Многие усадьбы сгорели, разорены, переделаны, достроены или надстроены; иные проданы их исконными владельцами или перешли в руки полурусских, полунемцев, полуевреев, — вроде «Ляличей», дворца графа Завадовского, попавших в обладание некоего Голодца. Сколько зал и целых домов опустошено жадными до наживы антиквариями или столичными «любителями старинки»!

И все-таки, в обширной и обильной России до сих пор — необъятное количество старины и, так как почти все это еще не описано, не исследовано и не сфотографировано, а часто и совсем неизвестно {Литература усадеб исчерпывается до сих пор всего пятью, шестью изданиями: несколько статей (и специальный, летний номер за 1910 год) журнала «Старые Годы»; описание усадьбы села «Архангельское» в журнале «Мир Искусства»; две части «Подмосковных» изд. т-ва «Образование» и, издаваемые гр. Олсуфьевым, «Памятники Тульской старины», в которых воспроизведено не мало усадеб Тульской губернии. Для все России это не так уж много.
И до сих пор такие замечательные имения, как «Александрия» гр. Браницкой, «Очкино» Е.А. Судиенко, «Сокиренцы» гр. Ламздорф-Галаган, «Качановка» П.И. Харитоненко, «Стольное» гр. Мусина-Пушкина и много других вовсе не описаны.}, то нередко приходится положительно наталкиваться на усадебные оазисы изумительной красоты. И чем дальше от крупных центров, тем больше уцелевших, часто совсем не тронутых «вотчин», дворцов и хуторов. Неожиданно, в самых медвежьих углах открываются обозревателю прелестные постройки, флигеля, ворота, часовни и в них мебель, люстры, фарфор. Получается величайшее наслаждение для такого «охотника за русской архитектурной стариной» открыть новое, еще неизвестное, сооружение.

Но как велика была любовь к красивому, как значительны были уделяемая на жилища и обстановку суммы, если мы вспомним о тех трудностях, с которыми приходилось доставлять все материалы, выписывать мастеров, если мы вспомним о тех дорогах, по которым все это прибывало на места: не верится, порою, в реальность видимого…

Тем более, пока не поздно, пора описать, снять эти «памятники» усадебной старины, дабы хотя таким образом передать потомству все эти художественные сокровища или сведения о них. Построенные часто наспех, бутафорски и разрушающиеся потому от естественных причин (например, «Очкино» Черниговской губ.), большинство этих сооружений начала девятнадцатого столетия, конечно, не долговечно. Некоторые дворцы построены капитально. И они сохранились бы, но их переделывают: уширяют окна, достраивают террасы, пристраивают кухни, гаражи, оранжереи.

И большей части усадеб скоро не станет. Ремонт погубит очарование многих деталей и украшений, а в них-то значительная доля того cachet, который и составляет прелесть многих домов. Если бы собрать все это, рассыпанное по России, достояние — получился бы целый город-музей, равного которому не сыскать бы в Европе. Надо собрать эти художественные сокровища хотя бы в издании.


На этот раз остановим наше внимание на некоторых усадьбах одной области России, на усадьбах, — являющихся богатыми примерами для показания размаха помещичьего строительства, именно Смоленской губернии.


«Самуйлово» ныне принадлежит В. Шульцу, который купил его у князя Лобанова-Ростовского. Князь, в свою очередь, приобрел это имение от купцов Александрова и Комарова, которым оно досталось с торгов давно еще, при продаже имущества объявленного несостоятельным князя Павла Алексеевича Голицына.

Самуйлово. Деталь росписи зала.
Самуйлово. Деталь росписи зала.

«Самуйлово» — родовое гнездо этой ветви Голицыных; со времени Елизаветы Петровны и до 1885 г. оно принадлежало им. Дом построен в 1790—1800 гг. Впоследствии к нему были пристроены крылья, в которых помещены были иезуиты; здесь помещалась и тайная канцелярия, и католическая церковь. Все это пряталось в подземельях во время ревизий, которые в царствование Николая Павловича бывали часты, ибо Голицыны были не в фаворе у Государя. Когда-то Голицыны были очень богаты. У них в одном этом уезде было 86 тысяч десятин земли, остальная часть уезда принадлежала князьям Долгоруковым и Воейковым. От владений Долгоруковых не осталось и следа: все, что они имели, было продано ими крестьянам после освобождения, а дома их были разрушены до основания. Воейковы часть имений продали, а часть земель перешла от них к Татищевым.

Самуйловский дом — выдающийся пример усадебной архитектуры классического типа. Один фасад его (со стороны подъезда) украшен полукруглым выступом, обрамленным коринфскими колоннами, на подобие Елагина дворца. Окна нижнего этажа большие, полукруглые; соотношение этажей в смысле пропорции взято прекрасно. К дому примыкают два одноэтажных крыла, заканчивающихся выступающими корпусами, прелестно обработанными портиками из ионических колонн. От этих крыльев, в свою очередь, отходит двумя полукружиями колоннада, заканчивающаяся тоже двумя корпусами. Фасады последних так же украшены портиками.

В общем получается богатый, огромный дворец палладианской архитектуры, типа виллы Trissini в Meledo или виллы Godi Porto в Lonedo.

Итальянская вилла богатого дожа Венеции Корнаро или Барбаро — среди лесов Белоруссии! Как ни удивительно, а, между тем, это так. Белеющиеся итальянские классические колонны, стройные портики выделяются на фоне, подернутого туманом, старинного парка… Величественностью и благородным вкусом веет от этого дворца…

Самою интересною деталью внутренности дома является обработка стен. Ныне дом в запущенном состоянии, а прелестные росписи на стенах, вероятно скоро погибнут. Между тем, этот род украшений стен медальонами и включенными в квадраты, изображениями античного сюжета, очень редкий и привлекательный. Здесь восьмигранные круглые рамки, в каждой из них различный сюжет. Гроздья винограда и розы вьются вокруг трельяжа и все это написано al fresco.

Прелестны печи, но часть их разграблена. Например, убраны вазы с постаментов. Роспись архитектурных деталей менее красива, но также заслуживает внимания.


«Васильевское» принадлежит ныне графу А.Н. Граббе, которому оно досталось по наследству от дяди его матери, графа Орлова-Денисова; этому последнему имение принадлежало со времени Павла I.

Васильевское. Имение графа Граббе. Зал.
Васильевское. Имение графа Граббе. Зал.

Прежний деревянный дом сгорел в 1812 г., а в 1826 г. был построен теперешний. Император Николай I имел в нем пребывание.

Васильевское. Имение графа Граббе. Одна из комнат.
Васильевское. Имение графа Граббе. Одна из комнат.

Дом «Васильевского» довольно простой архитектуры, фасад его со стороны пруда украшен колоннадою (во втором этаже). Художественный интерес дома этой усадьбы сосредоточен в его внутреннем убранстве и особенно в росписях потолков. Плафоны эпохи расцвета ампира заполнены, главным образом, орнаментальными сюжетами, но иногда встречаются и изображения фигур (en grisaille).

Васильевское. Имение графа Граббе. Дом со стороны пруда.
Васильевское. Имение графа Граббе. Дом со стороны пруда.

Особенно хороши плафоны, напоминающие роспись потолков только что начатого сломкою (несмотря на протесты всех обществ и прессы) дома Леонтьевых в Гранатном переулке в Москве и представляющие ромбы, круги, квадраты, внутри которых — цветы и изображения мифологических сценок. Фризы украшают маски, от которых отходят орнаментальные разводы или букеты, то нежных, немного ярких по краскам цветов, похожих на те, какие мы видим на фарфоре Попова, Гарднера и других заводов. С потолка спускаются прекрасные огромные люстры, ампирные, бронзовые; в них свечи, и когда трепетным пламенем озаряются плафоны, — живая подлинная картина старины встает перед нами. Даже не верится, что это на яву, кажется будто на сцене! Дом наполнен старинной мебелью, интересной работы и богато украшенной. Есть много выдающихся портретов.


Скугарево принадлежало Воейковым со времен Екатерины II, и нынешний дом построен был еще в 1776 г. Но постепенно изменялся внешний вид этой екатерининской усадьбы. Сначала надстроили третий этаж — чем сразу изменили прежние пропорции, — потом уничтожили боковые крылья, соединявшие дом с флигелями, три раза затем обновляли дом и меняли лепные украшения по вкусу времени. Теперь лишь обработка наличников и пилястры двух выступающих (в сад) частей, украшенных фронтонами, отдаленно напоминают нам о формах екатерининской усадьбы.

Скугарево (Смоленская губ.). Имение бывш. Воейковых. Деталь панно.
Скугарево (Смоленская губ.). Имение бывш. Воейковых. Деталь панно.

П.С. Воейков, последний владелец Скугарева из этого рода, передал усадьбу своей дальней родственницы, которая и продала ее за 60 000 рублей адвокату Дерюжинскому, перепродавшему ее тут же за 90 000 рублей Муравьеву, а последний продал ее нынешним владельцам Поповым.

В доме интересны интерьеры эпохи Николая Павловича. Любопытны и характерны для эпохи люстры (огромных размеров из papier-mache), обои, драпри, мебель стиля позднего классицизма; но особенно ценны старинные, фресковые письма (на бумаге клеевыми красками) обои-панно.

Скугарево (Смоленская губ.). Имение бывш. Воейковых, ныне Попова.
Скугарево (Смоленская губ.). Имение бывш. Воейковых, ныне Попова.

Сюжеты, изображенные на этих обоях: виды парижских зданий, соединенных в очень курьезных комбинациях; например, рядом S-te Sulpice, Chambre des Deputes, Hotels des Invalides и Louvre, — все это как фон, на котором гуляют и катаются верхом юноши и девушки.


Дом в «Токареве» образец раннего классицизма. Портик его не лишен курьезности форм. Хороши колонны, фриз, покоящийся на арочках, и арочки, украшенные кэссонами.

Токарево (Смоленская губ.). Имение Крахт. Гостиная.
Токарево (Смоленская губ.). Имение Крахт. Гостиная.

Красивы скульптурные вставки в квадраты и в круглые медальоны между окнами первого и второго этажей и по бокам окон крыльев: эти окна очень красивы, они украшены парными пилястрами.

Удлиненная пропорция колонн свидетельствует о том, что дом этот относится к эпохе раннего классицизма, быть может, еще к концу XVIII ст. С одной стороны дома портик опирается на своды, с другой (в саде) к портику пристроена позднейшая по обработке лестница. В архитектуре дома много величественности и все детали его крайне любопытны. Внутри ясно выраженный стиль эпохи Николая Павловича.

Токарево (Смоленская губ.). Имение Крахт.
Токарево (Смоленская губ.). Имение Крахт.

Залы, мебель люстры (лепные и золоченые), занавески, каминные экраны — все это эпохи позднего классицизма. Старинные обои, золото рам и люстр, блестящий паркет, резьба на красном дереве мебели, с привкусом возрождающегося рококо эпохи начала царствования Александра II.


Вот несколько типов усадеб Смоленской губернии. Есть здесь и иные по обработке сооружения. Например, «Пречистое» Муромцевых — английская готика очень своеобразных форм, но к этим усадьбам мы еще вернемся.

Георгiй Лукомскiй

Поделиться ссылкой: