Письма Петра Великого
При работе над небольшой, но информативной выставкой «Основание Гжатской пристани», развернутой в одном из залов Историко-художественного музея, научные сотрудники предприняли попытку обратиться к документальным источникам, раскрывающим исторические процессы на гжатской земле в самом начале 18 века, позволяющие по иному взглянуть на историю того неоднозначного времени.
Большой удачей стала находка подлинных писем Петра I к своему доверенному лицу капитан-поручику Преображенского полка Г. Г.Скорнякову-Писареву. Григорий Григорьевич, среди прочих, волею Петра I был направлен в 1710-ые годы в глубь страны для поиска наиболее удобных водных путей для обеспечения строящегося Санкт-Петербурга материалами и продовольствием. Содержащаяся в посланиях Петра Великого информация в полной мере раскрывает и конкретизирует историю обследования территории и проведения изыскательских работ на европейской части России как в отношении строительства новой российской столицы, так и в отношении освоения гжатских земель в указанный период.
Двадцать два письма, написанных Петром I в период с 1707 г. по 1722 г., были опубликованы в 1872 году в «Русской старине». На страницы ежемесячного исторического издания они попали из семейного архива Аполлона Никифоровича Марина (1790−1873), генерал-лейтенанта, военного писателя, участника Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов 1813—1814 гг. В свою очередь в домашнем архиве Мариных письма появились благодаря прабабушке Аполлона Никифоровича — Марфы Антиповны Гурьевой, в замужестве Якушкиной. Она была любимой фрейлиной императрицы Елизаветы Петровны, дочки Петра I, которая в приданое пожаловала Гурьевой «много вещей работы Петра Великого, в том числе и эти собственноручные его письма».
Из писем Петра I Г. Г.Скорнякову-Писареву:
от 7 августа 1711 года
«Господин капитан-поручик! Когда наши приходом своим позамешкаются, а вам делать будет нечего, то потщитесь осмотреть меж Днепра и Двины: не можно ль слюзов сделать там; а я слышал, что есть способное к тому место, чему чертеж (?) сделай, осмотря. Однако ж сие дело делай тайно, дабы прежде времени не разгласилось».
от 8 марта 1712 года
«…После половой воды осмотреть рек Ловати, Кунью, Усвят, которыми из оных способнее судами ходить и описать пороги с мерою глубины. Так же и в Смоленском уезде осмотреть и описать озера и реки, надлежащие против чертежа…».
от 13 марта 1715 года
«Мемория. Осмотреть рек (в Можайском и прочих принадлежащих уездах), которые текут в Волгу, а верховьями своими коммуникацию имеют с Десною, Днепром и с прочими украинскими текущими в них реками. А именно: Вазузу, Гжать, Касну и прочие, которые ближе коммуникацию имеют с оными украинскими реками. И осмотря, учинить чертеж, а будет где надлежит каналы копать и слюзы делать, в тех местах, смотреть, которой реки вода — которой ниже, и описать то подлинно с мерою. А которыми реками возможно судами ходить без слюзов и глубину оных и с каковыми судами мерою и каким грузом ходить возможно — описать тоже; и с какого места, и с которого возможно ходить судам для подлинного свидетельства, сделать судно или два и нагрузя хлебом, прислать в Тверь. Подводы и проводников брать от места до места, где надлежит…».
от 18 марта 1718 года
«Указ ландратам Смоленской губернии. Понеже послан от нас объявитель сего, от гвардии капитан-поручик Скорняков-Писарев в Смоленск для некотораго нужного дела, того для, о чем оный будет вам предлагать, то исполняйте неотложно».
Хочется надеяться, что это лишь первая находка в череде большой исследовательской работы по истории Гжатской пристани 18 века.
Ольга Михайлова,
заместитель директора Музея Юрия Гагарина по научной работе
Опубликовано в газете «ГЖАТСК-ГАГАРИН» № 2 (66), май 2016 года