«Мирское слово», №14 от 10 мая 1872 года
Статьи

Город Гжатск. Его судьбы и бывшее значение (газета «Мирское слово», №14 от 10 мая 1872 года)

(В память 200 л. со времени Петра Великого)

Гжатчане, кажется, не обращают ни малейшего внимания на то, что будущего 30 мая вся Россия будет праздновать двухсотлетнюю годовщину, дня рождения Петра Великого, которым 20 июня 1705 года был основан Гжатск. Основав, в 1703 году, Петербург, Петр Великий задался мыслею доставить новой столице хлеб к продовольствию, и основанный им, чрез два года, по закладке Петербурга, Гжатск (точнее выражаясь, первоначально Гжатская пристань) был крайним местом водного сообщения, долженствовавшего связать новооснованный Петербург с хлебною полосою России.

Занимательны я думаю, будут для читателей те немногие сведения, которые мне удалось собрать от старожилов, и которые относятся к поре основания Петром I нашего города.

Заботы Петра по улучшению русла реки Гжати, по увеличению населения пристани, переселением сюда торгового люда, были прерваны войною со шведами, по окончании которой, уже в 1710 году, Петр, вспомнив про Гжатскую пристань, узнал, что население её увеличивается очень туго, приказал переселить сюда богатейших купцов и торговых людей из окрестных городов — Вязьмы, Можайска, Вереи, Боровска и Волоколамска. Когда же, при работах, по прорытию Ладожского канала, в среде громадного числа рабочих обнаружился весьма ощутительный недостаток в продовольствии, то Петр, будучи очень озабочен в изыскании средств к прекращению голода между рабочими, чрезвычайно обрадовался появлению, как нельзя более кстати, первой флотилии барок с хлебом из Гжатска. Обласкав и щедро наградив гжатских купцов, хозяев хлеба, Петр Великий сказал им, что отныне он будет считать Гжатск житницею Петербурга.

До 50-х годов нынешнего столетия Гжатск деятельно выполнял свое назначение и, хлеб, доставленный в Гжатск гужом из Калуги, Ельца и прочих мест, в самом городе нагружался на барки, которые целыми караванами тотчас же, по вскрытии реки Гжати (около половины апреля), отправлялись к Петербургу, куда и приходили в половине июня. В 50-х годах, отчасти вследствие открытия Николаевской железной дороги, отвлекшей часть следовавшего к Петербургу груза, отчасти вследствие истребления пригодного для постройки барок леса, а главнейше вследствие обмеления и изменения русла реки Гжати, судоходство по ней значительно уменьшилось, и хотя и в настоящее время Гжатск отправляет в Петербург хлеб, но нагрузка его происходит уже не в самом городе, а в сорока верстах от него, вниз по течению реки.

Многим из гжатчан особенно памятен 1848 год, когда внезапно вскрывшаяся река застала почти всех судохозяев неготовыми к отправке, чрез что значительное количество барок осталось не отправленными и те из судов, которые имели поставки в казну, потерпели громадные убытки и, конечно, разорились. Старожилы помнят еще, что в 40 годах в городе стоял еще дворец Петра I, выстроенный по его повелению, хотя и не видавший в стенах своих Великого, Дворец был выстроен на левом берегу реки Гжати, на возвышенном месте, на полуострове, образованном изгибом реки. Выстроенный из дуба, 14 аршин длины и 7 аршин ширины, со светелкой (мезонином), он стоял в великолепной рощице. Со временем он пришел, конечно, в ветхость и благоразумная дума, вместо того, чтобы озаботиться сохранением такого драгоценного для города памятника, заблагорассудила лучше продать его на снос мельнику, которому кстати понадобился дуб на починки колес и валов в своей водяной мельнице. Лет 20 тому назад, говорят, еще можно было видеть основание этого дворца.

В городской думе имеется превосходно исполненный портрет Петра Великаго. В виду таких воспоминаний, мне кажется, что было бы не лишним, если бы гжатчане отпраздновали и ознаменовали каким-либо добрым делом дорогой для них день, 30 мая.

(без подписи)

«Мирское слово», №14 от 10 мая 1872 года
«Мирское слово», №14 от 10 мая 1872 года
Поделиться ссылкой: