Журнал «Московский журнал» №3, март 1999 года
Статьи

Создание музеев на Смоленщине («Московский журнал» № 3, март 1999 года)

80 лет назад в России были созданы органы управления музейным делом и охраной памятников. Новая власть понимала, что в ее интересах сберечь культурное наследие. Именно поэтому в марте 1918 года при Народном комиссариате просвещения РСФСР была сформирована Всероссийская коллегия по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. Для руководства музейным строительством в структуре Наркомпроса был образован специальный музейный отдел {Каспаринская С.А., Златоустова В.И., Кузина Г. А. Государственная музейная политика в России в XVIII — XX веках. М., 1992. С. 23.}.

С принятием в 1918 году ряда правительственных декретов («Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах», «О запрещении вывоза за границу предметов искусства и старины», «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины» и некоторых других) была создана законодательная база, позволившая сконцентрировать в руках государства огромные культурно-исторические ценности.

На местах органы по сохранению культурного наследия стали образовываться еще до создания Всероссийской коллегии. Вначале это были художественно-археологические подотделы, комиссии по охране памятников, отделы музеев и архивов. Несмотря на разнообразие названий, все они создавались при местных Советах {Кузина Г. А. Государственная политика в области музейного дела в 1917—1941 гг. // Музей и власть. М., 1991. С. 109.}. Единообразие в их системе стало появляться лишь после постановления Наркомпроса от 7 декабря 1918 года «Об образовании губернских подотделов по делам музеев и охраны памятников искусства и старины» при губернских же отделах народного образования (ГУБОНО). Сферой их деятельности являлось «заведование музеями, реорганизация существующих и организация новых музеев в губернии, создание губернских музейных фондов», а также охрана памятников искусства и старины {Равикович Д.А. Формирование государственной музейной сети (1917 — первая половина 1960-х гг.). Методические рекомендации. М., 1988. С.22−23.}.

Один из немногих регионов, где сформированный в апреле 1918 года художественно-археологический подотдел сразу приступил к работе и в дальнейшем активно действовал, — Западная область (с сентября 1918 года Западная коммуна). В 1918 году это искусственное образование с центром в Смоленске, включавшее наряду со Смоленской не занятые в тот период немцами Витебскую, Могилевскую и Минскую губернии, после оккупации части Белоруссии являлось прифронтовой территорией. В Смоленске в феврале-декабре 1918 года размещался штаб Западного фронта. Вспоминая впоследствии об этой поре, смолянин художник Б.Ф.Рыбченков писал: «…Жизнь в городе ощущается слабо… Еще недавно переполненные товарами богатые колониально-гастрономические магазины, бакалейные лавки сейчас пустовали, наглухо запертые амбарными замками… Смоленск из оживленного губернского города превратился в притихший, обрастающий нечистотами, изворотливыми спекулянтами и безнадзорной ребятней… прифронтовой населенный пункт» {Рыбченков Б. Смоленск, 1918 год // Край Смоленский. 1992. № 1. С. 33.}. На периферии области положение было не лучше. К тому же осенью 1918 года в северной части Смоленской губернии вспыхнули крестьянские выступления, охватившие несколько уездов.

В такой далеко не мирной обстановке: подавление выступлений крестьян, продолжение боевых действий — разворачивалась деятельность художественно-археологического подотдела. В мае 1918 года было принято постановление, обязывавшее все губернские и уездные Советы Западной области «принять энергичные меры к сохранению в целости и неприкосновенности всех культурных ценностей, находящихся в районах Советов: музеев, картинных галерей, всевозможных коллекций, старинных зданий и проч.» {Жуков Ю.Н. Становление и деятельность советских органов охраны памятников истории и культуры. 1917−1920 гг. М., 1989. С. 95.} Это постановление касалось прежде всего опустевших помещичьих усадеб, а также некоторых особняков в городах, где происходили грабежи, уничтожались произведения искусства и предметы быта.

Сотрудники художественно-археологического подотдела сразу взяли под охрану художественные собрания княгинь М.К.Тенишевой и Е.К.Святополк-Четвертинской, а также недвижимые памятники — группу Гнездовских курганов и Смоленский кремль. К середине сентября 1918 года в 10 у.е.здов были назначены уполномоченные (хранители), которым предписывалось «осматривать и регистрировать произведения искусств всех видов: картины, скульптуру, художеств. майолику, керамику, здания и проч., находящиеся в имениях и иных местах» {Жуков Ю.Н. Становление и деятельность советских органов охраны памятников истории и культуры. 1917−1920 гг. М., 1989. С. 180.}.

Первым уполномоченным подотдела в Рославльском уезде с 27 мая 1918 года стал археолог-любитель С.М.Соколовский {Журнал народного образования Западной области. 1918. № 2−3. С. 33.}. В 1918 — январе-феврале 1919 года сотрудники этого подотдела ездили лишь туда, где имелись наиболее значительные по уровню и количеству сосредоточенных в них ценностей усадьбы. Летом и осенью 1918 года Ф.Е.Пастуховым и Ч.К.Стефанским были обследованы и взяты на учет усадьбы Алексино (Дорогобужский уезд), Вонлярово (Смоленский уезд), Новое, Скугарево, Токарево, Пречистое, Варганово, Столбово (Гжатский уезд) и некоторые другие. Часть ценностей из Алексино была отправлена в Москву, а также в Смоленск, в губернский музейный фонд, где оказались и наиболее ценные вещи из гжатских усадеб. Остальная часть вывезенного из этих усадеб была передана в организовывавшиеся тогда музеи в Гжатске и в Дорогобуже. Из Алексино еще в июне 1917 года по просьбе хозяек коллекции живописи М.С. и Х.С.Барышниковых были вывезены в Москву 23 наиболее ценные картины (среди них «Портрет Барышникова», «Гитарист», варианты «Золотошвейки» и «Кружевницы» В.А.Тропинина).

Именно в 1918 году на Смоленщине появляется множество новых музеев и музейных хранилищ. Помимо упомянутых Гжатского и Дорогобужского музеев, у истоков которых стояли художник В.Б.Логинов и школьный работник И.Д.Барановский (брат выдающегося архитектора-реставратора П.Д.Барановского), в феврале было организовано музейное хранилище в Юхнове (ныне Калужская область). Хранилище, которое в скором времени предполагалось преобразовать в музей, включало ценности, которые вывез по поручению УОНО из усадьбы Васильевское (ныне Смоленская область) студент Академии художеств В.В.Арндт. В июле того же года стараниями уже упоминавшегося С.М.Соколовского возник естественно-исторический музей в Рославле, основу которого составили археологическая и минералогическая коллекции организатора музея.

В октябре началось перепрофилирование музея учебных наглядных пособий в Ельне, существовавшего к тому времени более года. Создателями этого музея местного края были зоологи — выпускники Московского университета М.И.Погодин (внук знаменитого русского историка М.П.Погодина) и В.А.Меландер.

К 1918 году относится организация по инициативе сотрудника художественно-археологического подотдела Ч.К.Стефанского в усадьбе Скугарево Гжатского уезда, богатой культурными ценностями и хорошо к тому времени сохранившейся, музея усадебного быта. Еще одно хранилище возникло в селе Ярцево Духовщинского уезда (ныне город Ярцево). Там находилось одно из лучших художественных собраний Смоленской губернии, принадлежавшее представительнице известной московской предпринимательской семьи В.А.Хлудовой {В 1873 г. в деревне Ярцево-Перевоз А.И.Хлудов основал бумагопрядильную фабрику (в настоящее время — хлопчатобумажный комбинат).} и включавшее живопись, графику, иконы, фарфор, рукописные и старопечатные книги. В декабре 1918 года музейный отдел Наркомпроса поручил В.А.Хлудовой охрану собственных коллекций (вскоре к ней присоединился выпускник Строгановского училища художник К.К.Шестаков).

Таким образом, процесс спасения культурных ценностей на Смоленщине в течение 1918 года привел к появлению на ее территории трех музейных хранилищ (губернского в Смоленске, а также в Юхнове и Ярцеве) и пяти музеев. Губернское хранилище являлось складом ценностей для распределения между музеями, а уездные предполагалось развернуть в полноценные музеи с экспозициями.

В феврале 1919 года, в связи с упразднением Западной области был образован Смоленский губернский подотдел по делам музеев и охраны памятников. К 1921 году сотрудники подотдела обследовали 123 из 331 зарегистрированной усадьбы. Ценности частично были оставлены в уездных центрах и поступили в создававшиеся там музеи — в Вязьме, Сычевке, Белом, Духовщине, усадьбе Алексино, Свято-Троицком Болдине монастыре (два последних — филиалы музея в Дорогобуже) и музейное хранилище в Красном, — а частично были отправлены в Смоленск и переданы в губернское музейное хранилище. Туда же поступили вещи из осмотренных в Смоленске сотрудниками С.Д.Ширяевым, П.З.Лаленковым и Ч.К.Стефанским помещений городского Совета (где, например, оказались картины «Пейзаж» Н.П.Богданова-Бельского и «Портрет М.К.Тенишевой» И.Е.Репина), губернской ЧК, Особого отдела Западного фронта, складов Губсовнархоза и других особняков и общественных зданий. Произведения искусств из губернского музейного хранилища и часть картин из взятой на учет коллекции княгини М.К.Тенишевой вошли в состав открывшейся в Смоленске 1 мая 1920 года художественной галереи.

Наиболее ценные в художественном и историческом отношении вещи были вывезены в Москву, где пополнили Государственный музейный фонд, некоторые столичные библиотеки и собрания. Не всем музеям, образованным в 1918—1920 годы на Смоленщине, была уготована долгая жизнь. Часть из них вскоре прекратила свое существование. Однако сам факт массового и практически одновременного их появления свидетельствует о многом…

Деятельности органов по охране памятников и музейному делу на Смоленщине почти повсеместно препятствовали равнодушие местных властей к проблемам спасения культурного наследия, отказы земельных отделов выдавать вещи бесплатно, а также отсутствие транспорта и нехватка средств на его оплату. В результате в некоторых усадьбах, например в Токареве и Скугареве, часть взятых на учет еще в сентябре 1918 года ценностей оставалась невывезенной до конца 1920-х годов. Хранились они плохо, многое было разграблено. Содействие чаще всего оказывали краеведческие общества, возникшие в то время в городах Белом, Вязьме, Дорогобуже, Ельне, Красном, Рославле, Юхнове, Духовщине и Гжатске {Иванов М. Факел народной памяти // Край Смоленский, 1944. № 1−2. С. 162.}. В эти организации входили и волею судеб оказавшиеся на периферии настоящие ученые (например, в Ельне — профессора В.В.Станчинский и А.И.Морошкин {В.В.Станчинский (1882−1942), профессор биологии. Один из основоположников науки экологии, биоценологии. Член Королевского Экологического общества Великобритании и Экологического общества США. Репрессирован, умер в вологодской тюрьме. А.И.Морошкин — профессор математики. }).

Разумеется, вывоз усадебных ценностей как на Смоленщине, так и в целом по стране был поспешен и часто небрежен. Фотофиксация интерьеров почти не проводилась. Вещи, которые могли бы быть атрибутированы, поступали в хранилища и музеи как неизвестные (в особенности это касается портретной живописи). Юридически право сотрудников губподотделов на вывоз, конечно, не было бесспорным. Но все же многие культурные ценности были спасены, создавались музеи. Значение этого процесса трудно переоценить. Сегодня мы просто обязаны вспомнить тех, кто в экстремальных условиях сохранил достояние отечественной культуры. Чаще это были люди, принадлежавшие к старой интеллигенции и прежде имевшие отношение к музейной деятельности. Профессиональный азарт и возможность исследовать любую усадьбу победили другие чувства. Тогда это было единственным способом сохранить самое ценное.

М. Иванов
«Московский журнал» № 3, март 1999 года

Поделиться ссылкой: